Macromedia Flash v4.0 - что то, друзья мои, наблюдается такая народная примета - если в названии программы есть слово Macomedia, значит все у вас будет хорошо (я узнавал) и можно заранее предвкушать кучу положительных эмоций. На сей раз источником удовлетворения стала программа Macromedia Flash 4. Она уже сравнительно не новая, была выложена на сайте Macromedia еще в декабре 99 года, когда я ее и скачал, но до сих пор еще не пользовался (а зря). Все дело в том, что несколько раз я ее включал и всякий раз, убоявшись ее сложности, выключал обратно. Как оказалось, я был недостаточно терпелив, чтоб разобраться в ней. А Help читать было лень. Вообще, читать Help, по моему, нужно только тогда, когда уже понял идеологию программы, но хочешь прояснить какие то тонкости, в которых Help как раз и бывает очень кстати. Так вот, посмотрев в очередной раз несколько сайтов, сделанных с применением Flash и чуть не захлебнувшись при этом слюной, я решил-таки, что или я добью эту программу, или она меня, и просидев с нею целый день, с перерывами только на чай, я, кажется, в её идеологии разобрался (в доказательство привожу сделанную в течение этого дня нехитрую заставку) и спешу поделиться с такими же чайниками в этом деле, как я. :) Это описание будет не совсем описанием, потому что тем, кто с программой знаком, ничего описывать не надо, а тем, кто не знаком - описывать бесполезно, их надо посвятить в азы работы программы. Так что это будет хроника моего освоения программы. Вообще, в сети есть несколько обзоров этой программы, которые стоит посмотреть*, но все они явно написаны людьми, уже хорошо в программе разбирающимися, и забывшими, какие грабли у них были при ее изучении. Я же подойду с другой стороны. Я буду рассказывать о ней, как чайник чайникам, одновременно ее изучая. В режиме, так сказать, реального времени. Таким образом, может и мой скромный труд кому то пригодиться.
Так вот... оказывается, все не просто, а очень просто. Даже обидно. Первое, что мне было непонятно, это форматы файлов. Во Flash'е есть два формата - .fla и .swf. Файл .fla - это тот файл, с которым программа непосредственно работает, так называемый исходник. При сохранении он будет сохранен опять же в формате .fla. Он может быть довольно большого размера (исходник моей заставки имеет размер 150 кБ), но это, оказывается, мало волнующий нас фактор, потому что для публикации работы на веб-страничке, надо файл, с которым вы работаете экспортировать в формат .swf и именно его вставлять в страничку. При этом он чудесным образом сжимается в несколько раз. Та же заставка, в том формате, в каком она смотрится вашим браузером, то есть в формате .swf, имеет размер всего 27 кБ. Файл swf можно просмотреть и программой Flash Player, входящей в состав пакета Flash 4. К сожалению, обратное преобразование, то есть .swf >.fla невозможно.
Для дальнейшего знакомства с программой посмотрите скриншот. Самое большое окно - это сцена (Stage). Сцена отображает содержание кадра (или кадров), которые в данный момент выделены в Timeline'е. Клип создается расположением в определенном порядке графических символов на сцене для каждого кадра. Хотя в большинстве случаев эта операция делается автоматически. Например, если это анимация, то вы задаете начальный и конечный кадр, после чего говорите программе: "Анимируй!" и она анимирует.
Правее находится окошко библиотеки (Library). Она содержит элементы, которые называются символами (Symbols). Все создаваемые символы автоматически помещаются туда. Символы могут быть трех видов: графика, кнопка и клип (Graphic, Button, Movie Clip). Даже если вы удалите из всех кадров ставший ненужным символ, в библиотеке он все равно остается до тех пор, пока вы не удалите его из библиотеки. (Это была моя вторая грабля - я никак не мог понять, как же удалять ненужные символы, пока не догадался посмотреть Menu>Window>Library или Ctrl-L). Симолы, хранящиеся в библиотеке, являются reusable (т.е. многократного использования). Так, для использования в заставке был создан всего один символ "A" и использован 9 раз. Почему девять - об этом позже...
Слева от окна сцены - панель инструментов для создания графики. Она похожа на панели инструментов в других графических программах, но инструменты имеют свои отличия, о которых позже. При выборе инструмента в нижней части панели появляются кнопочки с его модификациями.
Ну и, наконец, внизу, находится самае главная панель - временная (Timeline). Она дает общее представление о том, что происходит во времени с клипом вообще и с каждым кадром в частности.
Дальнейший рассказ о программе я продолжу на примере изготовления этой заставки.
1. Создаем новый файл (Ctrl-N) и сразу же открываем библиотеку и окно свойств (Ctrl-L и Ctrl-Alt-I).
2. Выбираем инструмент Text Tool и пишем букву D, придав ей нужный размер цвет, шрифт и т.д. Обратите внимание, что в это время в Timeline'е первый прямоугольник отличался от остальных маленьким кружочком внутри. Это потому, что этот прямоугольничек являлся кадром (Keyframe). По умолчанию при создании нового файла, он (файл) создается с одним слоем (Layer) и одним кадром в нем. Если бы кружочка внутри этого прямоугольничка не было - это было бы просто пустое место и вы бы не смогли напечатать эту самую букву. В этом случае нужно было бы сначала создать кадр, чтобы было куда писать букву. Keyframe создается из меню Insert>Keyframe или F6. Итак, теперь у нас в первом кадре находится текстовый элемент - буква D. Можно даже убедится в этом, посмотрев в окно свойств. Там будет сказано, что это TimesNewRoman... и т. д.
3. Превращаем ее в символ, потому что текстовый элемент не удастся сделать впоследствии безцветным. Для этого надо выделить ее и выбрать в меню Convert>Convert to Symbol, или нажать F8. При выборе типа символа выберите Graphic и назовите его, например, "D big".
4. Выделяем в Timeline 1-й кадр и, нажав Ctrl, мышкой перетащите его в 6-ой кадр; под курсором мыши в это время будет плюсик, что означает, что вы копируете кадр. Можно также копировать и вставлять нажатием Ctrl-Alt-C и Ctrl-Alt-V.
|